Является ли юридическим лицом представительство иностранной компании

Является ли юридическим лицом представительство иностранной компании


Бесплатная юридическая консультация:

Выборка ограничена первыми 0 записями. Пожалуйста, уточните параметры поиска.

Чтобы просмотреть полную выборку, выгрузите результаты поиска в Excel, нажав кнопку «Выгрузить в Excel».

Оглавление:

По заданным параметрам поиска сведений не найдено.

Вы выполнили поиск по заданным реквизитам и можете сформировать справку об отсутствии запрашиваемой информации в реестре.

Если Вы хотите сформировать справку об отсутствии запрашиваемой информации, измените параметры поиска, указав в расширенном поиске полное наименование филиала, представительства.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://service.nalog.ru/rafp/

Филиал и ООО: что лучше открыть иностранной компании в России?

Филиал и ООО: что лучше открыть иностранной компании в России?

Филиал иностранной компании и Общество с ограниченной ответственностью с иностранным участием (дочерняя компания): Различия, преимущества и недостатки

Двумя наиболее распространенными вариантами для ведения деятельности иностранными компаниями в Российской Федерации являются филиалы и общества с ограниченной ответственностью.

Представительства менее популярны, поскольку их основной целью создания является представление интересов головной компании на территории РФ; представительства не могут заниматься коммерческой деятельностью головной организации – их функции ограничены возможностью представлять интересы компании на территории РФ (поиск партнеров, маркетинговые исследования, рекламные акции, и т.д.) и официально осуществлять защиту ее прав. В данном обзоре представительства не рассматриваются.

Иностранные компании открывают в России свои филиалы для осуществления деятельности коммерческого характера и несения имущественной ответственности по обязательствам, возложенным на себя в связи с ведением деятельности в России. Такую деятельность через филиалы иностранные компании могут осуществлять исключительно со дня аккредитации филиалов. В настоящее время аккредитация выдается бессрочно.

Иностранные компании могут вести свою деятельность в России также путем создания Общества с ограниченной ответственностью (ООО), которое также может осуществлять коммерческую деятельность только после регистрации в налоговых органах без ограничения срока.


Бесплатная юридическая консультация:

В приведенной ниже таблице представлены ключевые различия между филиалами иностранных компаний и дочерними компаниями иностранных юридических лиц, зарегистрированными в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью.

Нерезидент. Филиал может осуществлять на территории РФ расчеты, как в валюте, так и в рублях, и также получать выручку на территории РФ как в валюте, так и в рублях. _________

Филиал иностранной организации, находящийся на территории России, является нерезидентом по валютному законодательству. С нерезидентами российская организация вправе проводить валютные операции без ограничений. То есть можно свободно использовать в расчетах с нерезидентами иностранную валюту и рубли.

Может иметь счета в иностранной валюте

Может иметь счета в иностранной валюте


Бесплатная юридическая консультация:

Более сложная процедура ликвидации по сравнению с филиалом.

На ликвидацию филиала потребуется от 9 месяцев до 1,5 лет

Филиал

Филиал является частью иностранной компании, а не самостоятельным юридическим лицом (по сути это тоже самое, что и еще один офис компании, только на территории России).

Поэтому, если говорить о финансировании, вы можете свободно переводить на счёт и со счёта филиала, при этом не требуется составление дополнительных соглашений на предоставление различных услуг, а также не требуется подстраиваться под требования правил валютного контроля (согласно законодательству, российские банки обязаны запрашивать у клиентов специальный комплект документов для обработки транзакций в иностранной валюте). Процесс регистрации занимает 1,5-2 месяца. При аккредитации филиалы необходимо заплатить единовременную государственную пошлину в размерерублей.

Общество с ограниченной ответственностью

В большинстве случаев ответственность участников ООО (это могут быть как российские, так и иностранные физические и юридические лица) ограничивается их уставным капиталом в Обществе. Минимальный размер уставного капитала составляетрублей (мы рекомендуем увеличить его до как минимумрублей, что позволит покрыть местные расходы и не выглядеть подозрительно в глазах налоговых органов и банков, которые в ходе своих проверок применяют формальные критерии для мониторинга подозрительных транзакций и выявления компаний-однодневок). ООО ведёт коммерческую деятельность без ограничений, взаимодействует с таможней, может получать лицензии (при необходимости). Поскольку это самостоятельное юридическое лицо, его финансирование может осуществляться либо через уставной капитал, либо посредством договоров на обслуживание. Сделки между российской компанией и любой иностранной компанией регулируются органами валютного контроля, и при определенных критериях Обществу необходимо оформлять паспорт сделки. Начиная с 1 января 2018 года, резиденты и нерезиденты будут представлять уполномоченным банкам подтверждающие документы и сведения при валютных операциях, в связи с чем, вместо паспорта сделки будет производиться учет экспортных контрактов в банке.


Бесплатная юридическая консультация:

Трудовые отношения

С точки зрения российского трудового законодательства и филиал, и ООО попадают под действие одних и тех же положений, и им разрешено нанимать российских и иностранных граждан.

Для того, чтобы устроить на работу иностранных граждан, ООО или филиалу требуется получить разрешения на работу. В России существует два вида разрешений на работу: 1) обычные и 2) для высококвалифицированных специалистов (ВКС). Стандартное разрешение на работу выдается сроком только на один год. Процедура получения разрешения для ВКС более простая, а срок действия такого разрешения составляет уже 3 года. Работодатели не платят социальный взнос с зарплаты работников с разрешением для ВКС. Подоходный налог для высококвалифицированных сотрудников-иностранцев составляет 13% без учета времени, проведенного в России. (В случае обычного разрешения на работу подоходный налог составит 30%, если сотрудник провел в России не более полугода). Основным условием для получения разрешения на работу для ВКС является годовой оклад в размере не менее рублей (до налогообложения).

Подводя итог

Основной практической разницей между филиалом и ООО является способ финансирования операций. В случае филиала, его головной офис (поскольку они считаются одним и тем же юридическим лицом) может отправлять деньги из-за рубежа только путем кредитования российского банковского счета. Обществу с ограниченной ответственностью (которое является дочерней компанией и отдельным юридическим лицом) для финансирования требуется наличие коммерческой причины: контракта, займов или услуг, которые ООО оказывает материнской компании. Также финансирование ООО может осуществляться за счет увеличения уставного капитала. Существует и третий вариант, который на практике используется довольно часто: финансирование осуществляется путем внесения участниками дополнительных взносов в имущество без увеличения уставного капитала, но в таком случае аудиторы в зарубежных странах могут запретить считать подобные операции расходами.

Источник: http://www.awaragroup.com/ru/blog/branch-vs-llc-which-form-is-better-for-your-business-in-russia/

Почему представительство иностранной компании не является резидентом РФ?

Здравствуйте, участники форума!


Бесплатная юридическая консультация:

Прошу помочь в решении вопроса резидентства Представительства иностранной компании на территории РФ. Согласно НК РФ данная структура образования юр.лица является резидентом, поэтому уплачивает налоги также как и российские компании. Но по валютному контролю такая структура является нерезидентом.

Помогите пожалуйста со стороны законодательной базы, почему Представтельство иностранной компании нерезидент?

Источник: http://www.buhonline.ru/forum/index?g=posts&t=500120

Что следует знать о представительстве иностранной компании в России

Работа иностранных компаний в России должна осуществляться согласно нормам российского законодательства и международных договоров. Это позволит не только получать доход от предпринимательской деятельности, но и законно защищать в случае необходимости свои права и интересы. Существуют разные виды функционирования зарубежных предприятий, каждый из которых имеет особенности. Выбор той или иной формы взаимодействия зависит от разных факторов, в том числе от степени бюрократизма и налогов. В этой статье мы рассмотрим, что такое представительство иностранной компании в России.

Формы осуществления деятельности зарубежных компаний на территории РФ

Зарубежные фирмы могут осуществлять свою деятельность как путем создания в России дополнительных структурных подразделений, зарегистрированных в установленном порядке, так и в результате удаленного сотрудничества без дополнительных бюрократических процедур и налогов. Однако удаленное сотрудничество имеет определенные недостатки. Выбор того или иного вида деятельности зависит от целей и поставленных задач.


Бесплатная юридическая консультация:

Если необходимо дополнительное подразделение, иностранные юридические лица могут пойти путем открытия в нашей стране:

  • отдельного подразделения (филиала, представительства);
  • дочернего общества.

Однако существуют и другие варианты – без образования дополнительных отделений. Например, регистрация ИП вместо представительства иностранной компании либо заключение договора о представительстве, трудовых договоров (с условием удаленного сотрудничества) с резидентами РФ. Функции и полномочия указанных видов организации деятельности зарубежных юридических лиц в России, а также процедура постановки их на учет различны.

Чтобы создать подразделение, заявителю необходимо разработать правовое положение о филиале иностранной фирмы в РФ. Требования к данному документу установлены ст. 22 Федерального закона от 09.07.1999 (ред. от 31.05.2018) № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». Ниже мы рассмотрим, какие документы следует предоставить для постановки на учет.

Выбор оптимального правового режима для иностранного юридического лица

Каждый правовой режим организации деятельности зарубежной фирмы в России имеет ряд особенностей. Выбор оптимального варианта зависит не только от системы налогообложения и простоты регистрации компании, но и от целей, которые должны быть достигнуты.

На территории РФ встречаются представительства зарубежных фирм, филиалы, дочерние общества, консультационные центры без создания дополнительных структурных подразделений и иные формы деятельности зарубежных юридических лиц. Рассморим, в каких случаях иностранная управляющая компания должна иметь представительство или филиал.

Бесплатная юридическая консультация:

Филиал

Филиалы и представительства заграничных компаний могут работать на территории РФ только при наличии собственного баланса и отдельного счета в уполномоченном банке, а также аккредитации. Такие условия не установлены российским законодательством, однако без соответствия им функционирование филиала невозможно.

В статье 55 Гражданского кодекса РФ в ред. от 30.11.1994 (ред. от 01.09.2018) № 51-ФЗ указано, что филиалом является обособленное подразделение юридического лица, в том числе иностранного, которое выполняет все функции данного управляющей компании или их часть. То есть филиал выполняет и представительские функции, но обладает при этом большими полномочиями, чем представительство, так как самостоятельно осуществляет предпринимательскую деятельность, являясь неким двойником головной организации.

Представительство не может самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность, а выполняет только функции от имени головной организации, способствуя получению прибыли.

Филиал не является отдельным юридическим лицом, лишь его обособленным подразделением. Функционировать он может только на основании положения, утвержденного управляющей компанией.

Руководитель филиала назначается на должность администрацией фирмы и реализует свои полномочия на основании доверенности.


Бесплатная юридическая консультация:

Любая компания, в том числе иностранная, должна регистрировать все свои подразделения на территории РФ, информация о которых отображается в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). В положении о филиале обязательно должно быть указано наименование юридического лица, его организационно-правовая форма и основные сведения о создаваемом отделении.

Что касается того, может ли филиал иностранной компании быть декларантом, ‒ нет, так как действует от имени юридического лица на основании доверенности, без образования нового предприятия. Декларантом в установленных законом случаях является заграничная компания.

Для тех, кого интересуют условия деятельности филиалов иностранных страховых компаний на территории РФ, сообщаем, что зарубежным страховщикам открывать свои филиалы в России запрещено. Нужно создавать дочерние общества. К 2021 году в РФ планируется ввести дополнительные меры в целях развития иностранного инвестирования – возможность открывать филиалы иностранных страховых компаний.

Представительство

Развитие представительств в РФ ‒ одно из направлений деятельности зарубежных компаний для получения прибыли. В статье 55 ГК РФ разъясняется вопрос, является ли юридическим лицом представительство иностранной компании. Представительство – это отдельное подразделение юридического лица. Оно не осуществляет самостоятельную предпринимательскую деятельность.

Такое структурное подразделение создано не для получения прибыли, как, например, филиал, а для того, чтобы представлять интересы головной организации и способствовать осуществлению ее деятельности на территории РФ.


Бесплатная юридическая консультация:

Важно уточнить, может ли представительство иностранной компании заключать договоры. Представительские функции предусматривают заключение сделок в интересах компании.

Руководитель представительства назначается на должность главным юридическим лицом и выполняет свои полномочия на основании доверенности. Все созданные представительства должны быть отображены в ЕГРЮЛ.

Работа без представительства на территории РФ

Актуальным остается вопрос, может ли иностранная компания работать в России без представительства. Ответ положительный, если заключается договор о сотрудничестве или выполнении определенных функций с контрагентом (физическим, юридическим лицом), являющимся резидентом РФ.

Существует еще один вариант – создание дочерней организации на территории РФ, которая станет резидентом, будет иметь независимый исполнительный орган, другие функции и полномочия для достижения поставленной цели. В этом случае дочернее предприятие будет российским, в котором большая часть вложенного капитала принадлежит иностранной материнской компании.

Выбор статуса напрямую влияет на цели и задачи деятельности юридического лица.


Бесплатная юридическая консультация:

Где можно зарегистрировать представительство

Порядок аккредитации филиалов и представительств заграничных компаний утвержден Приказом Федеральной налоговой службы России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/680@. Однако указанная процедура не распространяется на зарубежные компании, связанные с гражданской авиацией или кредитной деятельностью.

Регистрация представительства или филиала иностранных юридических лиц осуществляется в Межрайонной инспекции ФНС России № 47 по г. Москве, за исключением кредитных организаций (Приказ ФНС от 22.12.2014 № ММВ-7-14/668@). Таким образом, чтобы открыть представительство в Москве или любом другом регионе РФ, следует обратиться в указанный орган с требуемыми документами.

Более подробную информацию, контакты и адрес указанной службы можно посмотреть на сайте.

Как открыть представительство

Порядок действий при открытии представительства (филиала) регламентирован статьей 21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ. В обязательном порядке представительство должно получить аккредитацию.

Алгоритм действий следующий:


Бесплатная юридическая консультация:

  1. Принять и утвердить решение об открытии филиала (представительства) на территории РФ.
  2. В течение года составить заявление на получение аккредитации (форма 15АПФ) и заверить в Торгово-промышленной палате РФ соответствующую страницу заявления о количестве иностранцев, которые будут работать в данном представительстве (филиале).
  3. Представить в территориальный отдел ФНС указанное заявление и необходимые документы.

Для представительств юридических лиц, функционирующих в сфере гражданской авиации, и кредитных организаций действует иной порядок. Регламент получения аккредитации в области гражданской авиации утвержден Приказом Минтранса России от 06.02.2013 № 25. Порядок регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями установлен банковским законодательством, процедура осуществляется Центральным банком РФ.

Аккредитация представительства (филиала)

Аккредитация представительства осуществляется в установленный законом срок при наличии требуемых документов. Налоговая служба вносит запись в реестр о представительстве (филиале) и в течение пяти рабочих дней выдает свидетельство об аккредитации с приложенным информационным листом.

Однако в аккредитации может быть отказано. Исчерпывающий перечень оснований для отказа представлен в п.3 ст.21 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ . Отказ направляется заявителю в течение пяти рабочих дней с даты принятия решения и может быть обжалован в судебном порядке.

Основаниями для признания свидетельства об аккредитации недействительным могут стать:

  • прекращение деятельности обособленного подразделения;
  • выдача нового документа из-за утери старого или необходимости внесения изменений.

Постановка на учет

В течение года с момента принятия решения о создании (открытии) представительства/филиала нужно не только получить аккредитацию, но и поставить структурное подразделение на учет в инспекции ФНС. Для этого требуется предоставить заявление по форме 2001И (2000) и соответствующий пакет документов.


Бесплатная юридическая консультация:

Все бумаги, в том числе о внесении изменений (например, когда происходит смена юридического адреса представительства иностранной компании) должны быть на русском либо иностранном языке (легализованы и переведены в установленном порядке). Отметим, что указанные документы могут быть представлены в виде заверенных копий.

Регистрация во внебюджетных фондах

В течение 30 дней с момента получения свидетельства об аккредитации заявитель должен уведомить Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) и Федеральную страховую службу (ФСС) о том, что иностранная компания открыла в РФ свое представительство. Постановка на учет в указанных внебюджетных фондах осуществляется в течение пяти дней с момента предоставления требуемых документов. Это необходимо для отчисления пенсионных и страховых взносов во внебюджетные фонды РФ.

Изготовление печати

Печать представительства иностранной компании не может быть сделана в произвольном порядке. Чтобы получить этот атрибут, нужно в налоговой службе утвердить эскиз, предоставив пакет бумаг, в который входят:

  • заявление установленного образца (Приказ от 18.06.2003 № 61 “Об утверждении новой редакции Положения по ведению городского реестра печатей”) в трех экземплярах;
  • документ, подтверждающий оплату регистрации и изготовления печати;
  • документы об аккредитации;
  • решение руководителя филиала/представительства об изготовлении печати;
  • положение о филиале/представительстве;
  • доверенность на имя руководителя о возложенных полномочиях;
  • копия документа, удостоверяющего личность руководителя филиала/представительства.

Печати присваивается номер в городском реестре печатей. После этого заявитель может обратиться в аккредитованную организацию, чтобы изготовить печать. Изготовление печати является обязанностью при открытии филиала/представительства на территории РФ.

Открытие банковского счета

Аккредитованному подразделению нужно открыть счет в российском банке. Это происходит на основании договора, заключенного подразделением. Понадобится обязательный пакет документов, включающий положение о филиале/представительстве и доверенность для подтверждения полномочий руководителя подразделения.


Бесплатная юридическая консультация:

Требующиеся документы

В Приказе ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/680@ перечислены документы для открытия филиала иностранного юридического лица, которые следует представить в уполномоченный орган ФНС России:

  • заявление об аккредитации;
  • учредительные документы материнской компании;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц;
  • документальное подтверждение регистрации иностранного юрлица в качестве налогоплательщика с указанием его кода;
  • решение о создании (открытии) обособленного подразделения;
  • положение о создаваемом подразделении;
  • доверенность, подтверждающая полномочия руководителя филиала;
  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере;
  • опись отправленных документов в двух экземплярах.

Для заграничных компаний, занятых в сфере гражданской авиации, и кредитных организаций перечень документов несколько иной.

Если представленные документы содержат более одного листа, их следует прошить, пронумеровать и заверить. Наличие исправлений и помарок недопустимо.

Документы для получения аккредитации могут быть предоставлены в органы ФНС России заявителем, через его представителя или посредством почтового отправления с уведомлением о получении.

Легализация документов и их перевод

Теперь рассмотрим, как проходит легализация подаваемых документов. Это касается государств, которые не заключили соглашение по Гаагской конвенции. По указанной конвенции на всех документах, используемых вне страны происхождения, должен быть проставлен апостиль, который удостоверяет подлинность подписей, печатей, штампов. На некоторых бумагах апостиль не требуется (договоры, выписки), их нужно только легализовать.


Бесплатная юридическая консультация:

Процедура легализации проходит в установленном порядке в консульстве страны нахождения управляющей компании или ее регистрации.

После этого требуется выполнить и нотариально заверить перевод документов. Если юрлицо находится в стране, подписавшей Гаагскую конвенцию, достаточно сделать перевод и нотариально его заверить. Без указанной процедуры зарегистрировать филиал/представительство невозможно.

Сроки получения аккредитации, стоимость

Чтобы получить аккредитацию, нужно уплатить государственную пошлину в размере 120 тысяч рублей за каждый филиал/представительство. Сумма установлена статьей 333.33 Налогового кодекса РФ от 31.07.1998 (ред. от 03.08.2018) № 146-ФЗ.

Зарубежное юридическое лицо должно подать документы на получение аккредитации в течение года со дня принятия решения о создании (открытии) филиала/представительства. ФНС рассматривает документы в течение 25 дней. Затем сведения о филиале/представительстве заносятся в реестр, и в течение 5 дней заявителю выдается свидетельство об аккредитации.

Полномочия руководителя филиала/представительства

На всех работников отделения, в том числе руководителя, на территории РФ распространяются нормы Трудового кодекса РФ. По закону в филиале должен быть в наличии определенный перечень нормативно-правовых актов из сферы трудовых отношений – штатное расписание, график отпусков и так далее. Многие кадровые вопросы решаются непосредственно на месте.


Бесплатная юридическая консультация:

С руководителем обособленного подразделения трудовой договор заключает головная организация на основании приказа о приеме на работу. Компанией выдается зарплата главы представительства иностранной компании в соответствии с объемом возложенных полномочий, размером выручки и другими параметрами, которые согласовываются в индивидуальном порядке.

Представление интересов иностранного юридического лица руководитель филиала осуществляет на основании доверенности, в которой зафиксированы его полномочия. Объем прав и обязанностей директора филиала (представительства) также содержится в действующих в организации нормативно-правовых актах.

Начальник филиала/представительства обязательно должен иметь разрешение на работу на территории РФ.

Смена главы представительства проводится головной организацией в соответствии с принятым решением и локальными нормативными актами. Соответствующие изменения должны быть предоставлены в налоговую службу и внебюджетные фонды для корректировки имеющихся сведений.

О бухгалтерском учете, отчетности и аудите

Бухгалтерский учет и составление отчетности осуществляются согласно международной системе финансовой отчетности или российскому законодательству в соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами данной организации. Вести налоговый учет и предоставлять отчетность филиал (представительство) должен согласно требованиям Налогового кодекса РФ.


Бесплатная юридическая консультация:

Обособленному подразделению не требуется проводить внешний аудит.

Такая проверка проходит ежегодно только в дочерних организациях, созданных на территории РФ, доходы которых превышают показатели объемов выручки или активов баланса, согласно Федеральному закону от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Некоторые особенности деятельности иностранного представительства в РФ

Деятельность иностранной компании на территории РФ имеет особенности в налогообложении (установление определенных налоговых ставок), трудовых отношениях с персоналом (необходимо разрешение на работу для иностранных граждан), которые изложены в Налоговом, Трудовом кодексе и других актах нормативного характера, регулирующих сферу деятельности таких компаний. Филиал (представительство) представляет интересы учредителя (головной организации), поэтому от имени юрлица может на месте заключать договоры. В преамбуле таких документов должно быть указано, что руководитель на основании доверенности имеет полномочия заключать договоры.

Однако иностранные юридические лица могут не открывать представительство (филиал), а заключить договор на эксклюзивное представительство с иностранной компанией с резидентами РФ. Такой способ осуществления деятельности имеет свои преимущества в налогообложении, отчетности, взаимодействии с налоговыми органами и внебюджетными фондами. Но есть и недостатки – скромный объем полномочий, сложности при заключении договоров с контрагентами и другие.

Каждое юридическое лицо может выбрать оптимальный способ функционирования на территории РФ.


Бесплатная юридическая консультация:

Налогообложение

Налогообложение представительства иностранной компании в России предусматривает уплату ряда платежей, среди которых:

  • налог на прибыль;
  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • налог на имущество;
  • страховые взносы;
  • дивиденды и иные платежи.

Налоги филиала рассчитываются в зависимости от объема полученной прибыли с учетом действующей системы налогообложения.

Как происходит ликвидация филиала (представительства)

Закрытие представительства/филиала зарубежной компании имеет иной порядок, чем ликвидация филиалов российских предприятий. Основными причинами прекращения деятельности обособленного подразделения являются:

  • отсутствие сведений о филиале более года (непредоставление годового отчета, недоставленная корреспонденция по месту учета организации, отсутствие операций в банке);
  • ликвидация иностранной компании;
  • нарушение законодательства, которое привело к принятию уполномоченными органами решения о закрытии;
  • другие причины, которые привели к принятию решения о ликвидации.

Уполномоченные органы по указанным причинам не выдают информационный лист о ликвидации, а производят данную процедуру автоматически.

Пошаговая инструкция по ликвидации филиала иностранной компании выглядит следующим образом:


Бесплатная юридическая консультация:

  1. Зарубежная фирма принимает решение о ликвидации филиала (представительства).
  2. Работники уведомляются о планируемом увольнении.
  3. Подаются соответствующие документы в налоговую службу.
  4. Представляется отчетность, закрывается счет в банке.
  5. Ликвидируемое представительство снимается с учета во внебюджетных фондах – ПФР, ФСС, Фонде обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Документы о прекращении деятельности обособленного подразделения важно подать в срок – не позднее пятнадцати календарных дней с момента принятия решения о закрытии. Уполномоченный орган ФНС осуществляет процедуру ликвидации в течение 10 дней, затем вносит соответствующие изменения в реестр, после чего в течение пяти дней выдает иностранной компании документы о закрытии филиала (представительства).

Решение о закрытии филиала, принятое иностранной компанией, нужно легализовать (поставить апостиль). Форму 15 ПФП нотариально заверять не требуется, она должна быть подписана руководителем филиала и прошита.

В течение трех дней с момента внесения записи в реестр налоговые органы направляют во внебюджетные фонды информацию о закрытии подразделения. Однако не всегда процедура проходит без сбоев, поэтому иностранная компания должна самостоятельно проверить снятие филиала с учета во внебюджетных фондах (ПФР, ФСС, ФОМС) и при необходимости заняться этим вопросом самостоятельно.

Заключение

Функционирование зарубежных фирм на законных основаниях в РФ предусматривает ряд процедур, которые иногда вызывают у заявителей затруднения. Надеемся, наша статья поможет оформить бизнес в России в соответствии с действующим законодательством.

Источник: http://topmigrant.ru/dlya-inostrancev/biznes/predstavitelstvo-inostrannoj-kompanii-v-rossii.html


Бесплатная юридическая консультация:

Представительства иностранных организаций с точки зрения гражданского и налогового законодательства.

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО

Под иностранными организациями понимаются иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, гражданская правоспособность которых определяется в соответствии с законодательством государств, в которых они учреждены.

Наиболее распространенной формой присутствия иностранных организаций в Российской Федерации являются представительства иностранных организаций.

В настоящее время большинство зарубежных компаний на территории России аккредитованы, зарегистрированы и поставлены на налоговый учет именно в качестве представительств.

Основополагающими документами, определяющими правовой и экономический статус представительства иностранной организации в России, являются:

· Гражданский кодекс РФ,

· Налоговый кодекс РФ,

· Межправительственные конвенции, соглашения, договора, заключенные между правительствами Российской Федерацией и иностранных государств.

· Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 09.07.1999г.

Гражданский кодекс РФ, часть первая

Статья 55. Представительства и филиалы

1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Как следует из приведенной нормы ГК РФ, необходимыми условиями признания подразделения иностранной организации представительством являются территориальная обособленность, представление и защита интересов иностранного юридического лица.

Налоговый кодекс РФ, часть вторая

Статья 306. Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации

1. Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее в настоящей главе — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.

Как следует из приведенной нормы НК РФ, в налоговом праве постоянное представительство выполняет более важную задачу – ведет самостоятельную предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. Постоянным представительством может быть как обособленное подразделение иностранной организации, так и любое «иное место деятельности этой организации».

Термин «постоянное представительство» не имеет организационно-правового значения, а определяет налоговый статус иностранной организации. Наличие или отсутствие у зарубежной компании постоянного представительства имеет значение исключительно для целей налогообложения ее прибыли и доходов.

Сформулированное в налоговом законодательстве Российской Федерации определение постоянного представительства» заимствовано из мировой практики. Экспертами международной организации – Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей промышленно развитые западные страны, был разработан типовой проект (конвенция) об избежании двойного налогообложения. Большинство договоров об избежании двойного налогообложения между Россией и другими странами построены на основе Типовой конвенции ОЭСР.

Принятая в Межправительственных Конвенциях, соглашениях, договорах об избежании двойного налогообложения терминология используется исключительно для целей этих документов. Это означает, что если Конвенция заключена в отношении определенных видов налогов, об избежании двойного налогообложения, о предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства, установленная здесь терминология применяется только для целей налогообложения. Примером может служить факт определения налогового статуса обособленного подразделения.

В соответствии с законодательством Российской Федерации любое положение международного документа является первостепенным по отношению к действующему внутреннему законодательству страны.

Налоговый кодекс РФ, часть первая

Статья 7. Действие международных договоров по вопросам налогообложения.

Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Это означает, что если у организаций – резидентов иностранных государств заключены с Российской Федерацией соглашения (конвенции, договора) об избежании двойного налогообложения и в таких соглашениях содержатся иные нормы, нежели установленные НК РФ, то следует применять нормы подобных соглашений.

Федеральным Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 09.07.1999г. устанавливается понятие «филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации». Из данного закона следует, что филиал иностранного юридического лица выполняет часть или все функции, в том числе функции представительства иностранного юридического лица, от имени создавшей его головной организации («head office») при условии, что цели создания и деятельность данной головной организации имеют предпринимательский характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею обязательствам, возникшим в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации.

Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 09.07.1999г.

Статья 21. Создание и ликвидация филиала иностранного юридического лица

Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории Российской Федерации той деятельности, которую осуществляет за пределами Российской Федерации головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица — головной организации.

В случае, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять какую-либо деятельность на территории Российской Федерации, то она обязана встать на налоговый учет, независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство РФ о налогах и сборах и международные договоры связывают возникновение обязанности по уплате налогов.

Налоговый кодекс РФ, часть первая

Статья 144. Постановка на учет в качестве налогоплательщика

1. Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со статьями 83, 84 настоящего Кодекса и с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.

2. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

Статья 83. Учет налогоплательщиков

1. В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

1. Особенности учета иностранных организаций в налоговых органах Российской Федерации.

Иностранные юридические лица, компании, фирмы и иные корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, располагающиеся на территории Российской Федерации, дипломатические и приравненные к ним представительства иностранных государств в Российской Федерации подлежат обязательному учету в налоговых органах Российской Федерации.

Порядок учета иностранных организаций в российских налоговых органах установлен Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного Приказом МНС России от 7апреля 2000г. № АП-3-06/124.

1.1. Постановка на учет в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через филиалы, представительства и другие обособленные подразделения.

Если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.

В случае, если такой период деятельности иностранной организации не превышает 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то учет такой организации осуществляется на основе уведомлений об источниках доходов и имуществе (раздел 4 Положения).

Постановка на учет осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов.

При постановке на учет в налоговый орган представляются:

— Заявление о постановке на учет (форма 2001И);

— Легализованные выписка из торгового реестра или сертификат об инкорпорации или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и т.п.) — легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности;

— Справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога);

— Решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в Российской Федерации или, в случае отсутствия такого решения, копия договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;

— Доверенность, выданная иностранной организацией на главу (управляющего) отделения.

При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной организации свидетельство с указанием ИНН и кода причины постановки на учет по форме 2401ИМД.

В том случае, если иностранная организация осуществляет деятельность в нескольких местах на территориях, относящихся к разным налоговым органам, осуществляющим учет иностранных организаций, такая организация должна зарегистрироваться в каждом территориальном налоговом органе.

При открытии этой иностранной организацией нового отделения на территории, подконтрольной другому налоговому органу, осуществляющему учет иностранных организаций, она представляет следующие документы:

— заявление о постановке на учет по форме 2001И;

— решение уполномоченного органа иностранной организации о создании нового отделения в Российской Федерации или, в случае отсутствия такого решения, копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;

— доверенность, выданную иностранной организацией на главу (управляющего) отделения;

— копию свидетельства, выданного налоговым органом, в котором иностранная организация была ранее поставлена на учет, заверенную в установленном порядке.

При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной организации свидетельство с указанием ИНН и кода причины постановки на учет по форме 2401ИМД.

Таким образом, иностранная организация должна иметь на руках несколько свидетельств о постановке на учет в каждом налоговом органе.

Кроме того, иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах на территории, находящейся под контролем одного налогового органа, осуществляющего учет иностранных организаций.

В этом случае иностранная организация обязана поставить в известность налоговый орган о каждом таком месте осуществления деятельности путем направления сообщения по форме 2301И.

Налоговый орган в течение пяти дней с момента получения сообщения от иностранной организации выдает ей информационное письмо с указанием соответствующего кода причины постановки на учет по форме 2201И.

Отделение иностранной организации может быть создано филиалом этой иностранной организации, находящимся на территории другого иностранного государства. В этом случае в налоговый орган наряду с вышеперечисленными документами представляется решение уполномоченного органа иностранной организации о создании филиала, решение этого филиала о создании отделения в Российской Федерации и сведения о филиале иностранной организации (приложение 3 к заявлению о постановке на учет по форме 2001И).

При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной организации свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.

1.2. Постановка на учет дипломатических представительств.

При постановке на учет дипломатические представительства направляют в налоговый орган:

— заявление о постановке на учет по форме 2003Д.

Если данное представительство не является посольством или консульством в налоговый орган направляются документы, подтверждающие соответствующий статус представительства

Налоговый орган, который осуществляет постановку на учет данного дипломатического представительства, выдает представительству свидетельство с указанием ИНН и кода причины постановке на учет по форме 2401 ИМД.

1.3. Постановка на учет международных организаций.

Для постановки на учет международные организации направляют в налоговый орган:

— заявление о постановке на учет по форме 2002М;

— надлежащим образом удостоверенные копии учредительных документов (международный договор, устав или иной аналогичный документ, подтверждающий соответствующий статус организации и ее постоянного органа или представительства в Российской Федерации).

При постановке на учет налоговый орган выдает международной организации свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и кода причины постановки на учет.

1.4. Постановка на учет иностранных и международных организаций, имеющих недвижимое имущество и транспортные средства на территории Российской организации.

1. Иностранные и международные организации, имеющие в Российской Федерации недвижимое имущество и транспортные средства (в том числе ввезенные ими на территорию Российской Федерации), принадлежащие им на праве собственности или на правах владения и (или) пользования и (или) распоряжения, подлежат обязательной постановке на учет по месту нахождения данного недвижимого имущества в налоговом органе, осуществляющем учет этих организаций, и в налоговом органе по месту регистрации транспортных средств.

В налоговый орган для постановки на учет необходимо представить документы:

— заявление о постановке на учет по форме 2004ИМ;

— заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие регистрацию (внесение в реестр) имущества;

— заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие право собственности на имущество или права владения и (или) пользования и (или) распоряжения;

— легализованные выписка из торгового реестра или сертификат об инкорпорации или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и т.п.), — легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности.

Иностранная (международная) организация обязана в течение 30 дней с даты регистрации в Российской Федерации права собственности или прав владения и (или) пользования и (или) распоряжения недвижимым имуществом или транспортными средствами либо ввоза указанного имущества на территорию Российской Федерации подать в налоговый орган заявление о постановке на учет.

Если в соответствии с законодательством РФ требования о такой регистрации не требуется, то заявление о постановке на учет подается в течение 30 дней с даты приобретения указанных прав.

При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной (международной) организации Свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.

2. В случае, если иностранная (международная) организация имеет недвижимое имущество и транспортные средства, находящиеся на территории, подконтрольной налоговому органу, в котором она состоит на учете в связи с наличием отделения (представительства международной организации), и относящиеся к этому отделению (представительству международной организации), то данная иностранная (международная) организация должна информировать налоговый орган о таком имуществе путем направления Сообщения по форме 2302ИМ.

Налоговый орган обязан в течение пяти дней с момента получения Сообщения от иностранной и международной организации выдать ей Информационное письмо по форме 2202ИМ с указанием соответствующего КПП.

3. Если иностранная (международная) организация имеет недвижимое имущество и транспортные средства, находящиеся на территории, подконтрольной налоговому органу, иному, чем налоговый орган, в котором она состоит на учете в связи с наличием отделения (представительства международной организации), и относящиеся к этому отделению (представительству международной организации), то иностранная (международная) организация также обязана информировать каждый из упомянутых налоговых органов о таком имуществе путем направления Сообщения по форме 2302ИМ.

Налоговый орган по месту нахождения имущества иностранной (международной) организации в течение пяти дней с момента получения Сообщения от этой организации выдает ей Информационное письмо по форме 2202ИМ с указанием соответствующего КПП.

4. В случае, если иностранная (международная) организация осуществляет деятельность в Российской Федерации через отделение (представительство международной организации) и у нее имеется недвижимое имущество или транспортные средства на территории Российской Федерации, не относящиеся к этому отделению (представительству международной организации), то встать на учет данная иностранная (международная) организация в связи с наличием указанного имущества должна в соответствии с пунктом 1 настоящего раздела в налоговом органе, осуществляющем учет указанных организаций, по месту нахождения такого имущества.

1.5. Учет иностранных и международных организаций в связи с открытием ими счетов в банках на территории Российской Федерации

1.5.1. Иностранные и международные организации (в том числе банки и иные финансово — кредитные учреждения) при открытии счетов в рублях или в иностранной валюте в банках на территории Российской Федерации в случаях:

— отсутствия осуществления деятельности в России через филиалы, представительства и другие обособленные подразделения в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (п.1.1),

— отсутствия недвижимого имущества и транспортных средств на территории Российской Федерации, принадлежащих им на праве собственности или на правах владения и (или) пользования и (или) распоряжения (п.1.4),

подлежат учету в налоговых органах по месту постановки на учет банков (по месту нахождения филиалов), в которых вышеуказанным иностранным и международным организациям открывается счет.

В этих целях в налоговый орган, в котором поставлен на учет банк (филиал), открывающий счет иностранной (международной) организации, необходимо представить документы:

— заявление о выдаче Свидетельства об учете в налоговом органе по форме 2005ИМ;

— справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога).

Налоговый орган выдает иностранной (международной) организации Свидетельство по форме 2402ИМ с указанием Кода иностранной организации (КИО) и КПП.

1.5.2. Если иностранными (международными) организациями, упомянутыми в пункте 1.5.1, в последующем будут открыты счета в банках (филиалах), поставленных на учет в других налоговых органах, чем тот, который выдал первоначальное Свидетельство указанным организациям в связи с открытием ими счетов, такие иностранные (международные) организации подлежат учету в налоговом органе по месту постановки на учет банка (филиала), открывающего счет.

В этих целях в налоговый орган, в котором поставлен на учет банк (филиал), открывающий счет иностранной (международной) организации, представляются документы:

— заявление о выдаче Свидетельства об учете в налоговом органе по форме 2005ИМ;

— справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога).

Налоговый орган выдает иностранной (международной) организации Свидетельство по форме 2402ИМ с указанием КИО и КПП.

1.5.3. Если в результате проведения операций по счетам, открытым в банках на территории Российской Федерации иностранными и международными организациями, упомянутыми в пунктах 1.5.1 и 1.5.2, у них возникает обязанность самостоятельно уплачивать налоги, то такие организации обязаны встать на учет в налоговом органе в соответствии с пунктами 1.1, 1.3 и 1.4 в течение 30 дней с момента возникновения такой обязанности.

1.5.4. Иностранные (международные) организации в случае закрытия счетов в банках на территории Российской Федерации обязаны в десятидневный срок со дня закрытия счетов информировать соответствующий налоговый орган путем направления Сообщения по форме 2303ИМ.

1.6. Учет иностранных и международных организаций на основе уведомлений.

1.6.1. Учет иностранных и международных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации в течение периода, не превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), осуществляется посредством направления ими Уведомлений в налоговый орган по месту осуществления указанными иностранными и международными организациями деятельности и в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам соответственно по формам 2503И и 2503М.

Уведомление должно быть направлено до начала осуществления деятельности в Российской Федерации.

1.6.1.1. Учет иностранных и международных организаций, извлекающих доходы от источников в Российской Федерации, не относящиеся к их отделениям (представительствам международных организаций) в Российской Федерации, производится путем направления ими Уведомлений в налоговый орган по месту нахождения источника выплаты дохода и в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам соответственно по формам 2504И и 2504М.

Уведомление должно быть направлено в месячный срок с момента возникновения права на получение доходов отдельно по каждому источнику выплаты дохода с указанием каждого вида дохода.

1.6.2. Учет иностранных организаций, постоянными представительствами которых являются иные лица.

1.6.2.1. В случае, если деятельность организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и соглашениями об избежании двойного налогообложения образует постоянное представительство иностранной организации, то такие иностранные организации учитываются налоговым органом на основании Уведомления по форме 2501И.

Организация, деятельность которой образует постоянное представительство иностранной организации, обязана представить и направить вышеуказанное уведомление в налоговый орган, в котором осуществляется учет данной иностранных организаций, и в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в течение 30 дней с даты подписания соответствующего договора (соглашения, контракта) с иностранной организацией (в случае отсутствия вышеуказанного договора — в течение 30 дней с момента начала осуществления такой деятельности).

В налоговый орган также вместе с уведомлением направляются:

— копия договора (соглашения, контракта), определяющего обязательства сторон;

— легализованные копии учредительных документов иностранной организации в случае, если организация является одним из ее учредителей или владельцем доли уставного (складочного) капитала.

1.6.2.2. В случае, если деятельность физического лица приводит к образованию постоянного представительства иностранной организации, то такие иностранные организации учитываются налоговым органом, в котором осуществляется учет иностранных организаций, на основании Уведомления по форме 2501И, которое представляется и направляется данным физическим лицом в налоговый орган и в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в течение 30 дней с даты подписания договора (соглашения, контракта) о представлении интересов иностранной организации (в случае отсутствия вышеуказанного договора — в течение 30 дней с момента начала осуществления такой деятельности).

Вместе с уведомлением в налоговый орган должны быть направлены:

— копия договора (соглашения, контракта, доверенности либо иного документа), определяющего обязательства сторон;

— легализованные копии учредительных документов иностранной организации в случае, если физическое лицо является одним из ее учредителей или владельцем доли уставного (складочного) капитала.

Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций определено, что в случае возникновения затруднений у организаций или физических лиц относительно образования ими постоянного представительства иностранной организации, данные организации, физические лица вправе обратиться в соответствующий налоговый орган для определения налогового статуса.

1.6.3. Учет иностранных и международных организаций, имеющих движимое имущество на территории Российской Федерации.

Иностранные и международные организации, имеющие по любым основаниям в Российской Федерации движимое имущество, подлежащее обложению налогом на имущество в Российской Федерации и не относящееся соответственно к отделениям и представительствам этих организаций в Российской Федерации, подлежат учету в налоговом органе по месту нахождения указанного движимого имущества в Российской Федерации посредством направления ими Уведомлений по форме 2502ИМ.

Уведомление должно быть направлено в налоговый орган в течение 30 дней с момента ввоза движимого имущества в Российскую Федерацию, возникновения права собственности или прав владения и (или) пользования и (или) распоряжения движимым имуществом на территории Российской Федерации.

Указанное уведомление по форме 2502ИМ направляется также и в Министерство РФ по налогам и сборам.

Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций определяет порядок информирования иностранными и международными организациями налоговых органов по месту постановки на учет в случае изменения сведений, содержащихся в Заявлениях о постановке на учет, порядок снятия с учета в связи с прекращением деятельности на территории РФ или прекращением права собственности у этих организаций в отношении недвижимого имущества и транспортных средств, не относящиеся соответственно к отделению или представительству этих организаций в Российской Федерации, прав владения и (или) пользования, и (или) распоряжения недвижимым имуществом и транспортными средствами или с момента вывоза данного имущества с территории Российской Федерации.

2. Организация бухгалтерского и налогового учета в представительствах иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации.
Основные требования, предъявляемые к организации бухгалтерского и налогового учета в представительствах иностранных организаций на территории России.

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, организацию и ведение бухгалтерского, налогового учета должны осуществлять в соответствии с нормативными документами российского законодательства о бухгалтерском и налоговом учете.

Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» сфера действия данного Закона распространяется и на находящиеся на территории РФ представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, в связи с чем указанные представительства ведут бухгалтерский учет финансово — хозяйственной деятельности согласно требованиям Закона N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положения по бухгалтерскому учету и Планом счетов финансово — хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, как и российские организации.

В нормативных документах не определены особенности или отличия в ведении бухгалтерского учета представительствами иностранных организаций.

Положение по ведению бухгалтерского учета определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно — правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране постоянного местонахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

В случае ведения бухгалтерского учета в российском представительстве иностранной организации исключительно по правилам, установленным в стране постоянного местонахождения головного офиса иностранного юридического лица, могут возникать дополнительные сложности, связанные с формированием отчетных показателей. В настоящее время не все счета российской системы учета поддаются соотнесению со статьями отвечающего международным стандартам балансового отчета даже, если при этом используется метод отнесения их к активам или пассивам в зависимости от наличия положительного или отрицательного сальдо.

Представительства иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории России, должны вести регистры бухгалтерского учета: журналы, главные книги, оборотные ведомости, кассовые книги и т.д., как самостоятельные хозяйствующие субъекты.

Бухгалтерские регистры могут вестись и храниться за границей при условии, что они представляются по первому требованию налоговых органов в приемлемые для них сроки. В противном случае налоговые органы могут потребовать от постоянного представительства вести учет и хранить документы в Российской Федерации.

В случае, если иностранное юридическое лицо осуществляет деятельность в нескольких местах на территории Российской Федерации, каждое из которых образует постоянное представительство, бухгалтерские регистры могут вестись в каком-либо одном месте, но раздельно по каждому месту осуществления деятельности. При этом они также должны предоставляться по первому требованию налоговых органов, на территории которых осуществляется деятельность в Российской Федерации, и в приемлемые для них сроки.

Все записи в бухгалтерских регистрах иностранного представительства должны быть подтверждены оправдательными документами, в частности, контрактами иностранных фирм с российскими контрагентами, заключенными при участии отделения, выписками из банковских счетов, счетами — фактуры и т.п. Наличные выплаты должны подтверждаться соответствующими первичными документами.

Операции, учитываемые постоянным представительством, должны включать все издержки и доходы, за которые оно несет ответственность, как на территории Российской Федерации, так и за границей.

Эти операции включают все товары, наличные средства, другие активы и услуги, предоставляемые головным офисом иностранного юридического лица или другими его обособленными подразделениями постоянному представительству в Российской Федерации, а также товары, наличные средства, другие активы и услуги, предоставляемые этим постоянным представительством головному офису или другим обособленным подразделениям иностранного юридического лица.

Имущество, передаваемое головным офисом постоянному представительству, учитывается последним по стоимости этого имущества у головного офиса на момент передачи с учетом фактически произведенных затрат по его транспортировке, установке, таможенных платежей и других затрат.

Затраты, понесенные представительством, должны быть специфицированы по каждой статье затрат. Доходы должны быть специфицированы по каждому виду деятельности.

Вся отчетность и формы учета ведутся и представляются в налоговые органы на русском языке, а все числовые значения пересчитываются из иностранной валюты в рубли по курсу рубля, котируемому Центральным банком Российской Федерации на дату совершения операций.

В отличие от бухгалтерского учета основные требования к ведению налогового учета в представительствах иностранных организаций определяются жестко налоговым кодексом РФ.

Статьей 313 НК РФ установлены положения и определения, в соответствие с которыми иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории России, вне зависимости от характера такой деятельности – приводящей к образованию постоянного представительства или являющейся вспомогательной и (или) подготовительной, обязаны вести налоговый учет.

Налоговый кодекс РФ, часть вторая

Статья 313. Налоговый учет. Общие положения

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Учетная политика представительства иностранной организации

Учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 представительства иностранных организаций, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, при формировании учетной политики могут руководствоваться правилами, установленными в стране постоянного местонахождения головной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

Учетная политика формируется главным бухгалтером представительства и утверждается главой представительства.

При этом утверждаются:

· Выбранные варианты учета и оценки объектов учета;

· Система регистров бухгалтерского учета;

· Формы бухгалтерской отчетности;

· Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

· Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· Порядок контроля за хозяйственными операциями;

· Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского и налогового учета.

Принятая представительством иностранной организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики).

Учетная политика представительства иностранной организации должна обеспечивать:

· полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности иностранной организации на территории РФ, осуществленных непосредственно представительством данной организации(требование полноты);

· своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

· тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости).

Принятая представительством иностранной организации учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно — распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.).

Принятая вновь созданным представительством иностранной организации учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации данного представительства на территории РФ.

Рабочий план счетов представительства иностранной организации

Если представительством иностранной организации был выбран способ ведения бухгалтерского учета в соответствие с российскими стандартами, то рабочий план счетов формируется на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденному Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Рабочий план счетов представительства иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации.

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/basis/a80/40984.html